Основы социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности. С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:
· цель своих усилий;
· необходимые условия для ее реализации;
· особенности и возможности ребенка, подростка;
· возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
· возможные формы и методы ее реализации;
· временные возможности для достижения поставленной цели.
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии. По способам реализации различают социальные технологии:
- основанные на государственном патернализме;
- основанные на самозащите каждой отдельной личности;
- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.
Классификация социальных технологий: № п/п
| Основная классификаци
| Виды социальных технологий
| 1
| Сфера применения | - глобальные - универсальные - региональные | 2
| Объекты
| - групповые - общинные - индивидуальные
| 3
| Характер решаемых проблем
| - организационные - обучающие (информационные) - инновационные (поисковые) - социальное моделирование - социальное прогнозирование
| 4
| Область заимствования методов
| -социально-медицинские - социально-психологические - социально-педагогические: * социально-педагогическая профилактика * социально-педагогическая поддержка * психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства * социальная защита детства * социально-педагогическая реабилитация детей и подростков
| 5
| Направления социальной работы
| Собственно социальной работы: - социальная диагностика (экспертиза) - социальная профилактика - социальный контроль (надзор) - социальная реабилитация - социальная адаптация - социальный патронаж (опека) - социальное обеспечение - социальная терапия - социальное консультирование
|
Технологии социальной работы:
· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
· Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
· Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
· Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
· Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
· Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
· Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
· Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
· Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.
Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом. Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина). Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов. Методы | Социальной работы | Психологические
| Педагогические
| Методы социальной диагностики: - интервью - мониторинг - социологический опрос - экспертная оценка - экспертный прогноз - биографический метод
| Психодиагностические: - тесты интеллекта и способностей - личностные опросники - тесты достижений - проективные тесты - рисуночные тесты - социометрия
| Организационные: - педагогический эксперимент | Методы социальной профилактики: - превентивный метод - социальная терапия - социодрама - группа поддержки
| Психокоррекционные: - психогимнастика - игровая коррекция - игротерапия - арттерапия - диагностический обучающий эксперимент -социально-психологический тренинг
| Педагогической диагностики: - педагогическое наблюдение - естественный эксперимент
| Методы социального контроля: - социальный надзор - социальная опека - социально-медицинский уход - социальное обслуживание
| Методы психологического консультирования: - эмпатическое слушание - интерпретация - идентификация - фасилитация - выдвижение гипотез
| Обучения: - словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником) - практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)
| Методы социальной реабилитации: - трудотерапия - статусное перемещение - групповая терапия - кризисная интервенция
| Метод психотерапии: - самовнушение - рационализация - психоанализ - транзактный анализ - групповая терапия - семейная терапия
| Воспитания: - положительный пример - убеждение - приучение - поощрение и наказание - внушение - упражнение - перспектива - игра - доверие - организация успеха самовоспитание
| Социально-экономические методы: - метод льгот и пособий - метод компенсаций - социальный патронаж - медицинский патронаж - социально-экономические санкции
|
|
| Организационно-распорядительные методы: - регламентирование - нормирование - инструктирование - критика - контроль и проверка исполнения
| Социально-педагогические методы | Методы как элемент социального воспитания: - метод мотивирования и поощрения к действию - метод репродуцирования - метод закрепления и обогащения - метод содействия и сотворчества
| Методы воздействия: - методы, воздействующие на сознание - методы, воздействующие на чувства - методы, воздействующие на поведение
| Методы организации социально-педагогического взаимодействия: - метод целеполагания - метод ценностного ориентирования - метод организации деятельности - методы общения - методы оценки - методы самореализации |
|